закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.
Image CAPTCHA
Введите символы с изображения

«Повышение эффективности системы образования Республики Северная Осетия - Алания: точки роста и развития». Августовская конференция. Доклад Министра

Прямая речь

Уважаемый Вячеслав Зелимханович!

Уважаемые участники совещания, коллеги!

Задача, которая в настоящее время стоит перед системой образования - это задача повышения её эффективности.

Она может быть решена путем встраивания новых механизмов управления системой образования в ценностные установки, которые были выработаны ещё советской школой. Нам необходимо сохранить основные приоритеты, на которых базировалось отечественное образование, и обеспечить их реализацию в современных условиях.

Особая роль в повышении эффективности республиканской системы образования отводится управленческому корпусу, который должен являться проводником государственной политики в сфере образования. Современная модель развития системы образования требует от руководителя совершенствования профессиональных компетенций, в том числе проектной культуры.

Для успешного движения вперёд нам необходимо определить траекторию развития, её контрольные точки, достижение или недостижение которых позволит в августе 2018 года сделать выводы об эффективности существующей системы управления, её потенциале и перспективах развития.

И начать хочу с дошкольного образования.

1. Обеспечение доступности дошкольного образования

Образовательный процесс для детей дошкольного возраста в республике организован на базе 196 детских садов, а также в 5 частных детских садах. Всего в дошкольных учреждениях обучается 28775 воспитанников.

Значительных успехов в вопросе обеспечения доступности дошкольного образования республика достигла в ходе реализации программы модернизации региональных систем дошкольного образования. Тем не менее, в настоящее время очередность на получение места в детском саду составляет 2406 человек в возрасте от 3 до 7 лет. Эта проблема влечет высокую социальную напряженность среди населения.

Решение проблемы возможно только путем строительства новых детских садов. В связи с этим в 2017 году в республике начнут возводиться 4 детских садав рамках реализации мероприятий государственной программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации». Будут построены детские сады:

на 120 мест по ул.Менделеева, 14 «а» в г.Беслане;

на 120 мест по ул.Широкая в г.Беслане;

на 120 мест в г. Алагире;

на 120 мест в с.СоветскоеИрафского района.

Кроме того, согласно плану социально-экономического развития республики на 2018-2020 годы в 2018 году планируетсяосуществить строительство еще 6 детских садов:

на 120 мест в с.Ир Пригородного района;

на 120 мест в с. Дачное Пригородного района;

на 120 мест в с.Чермен Пригородного района;

на 150 мест в ст.Луковская Моздокского района;

на 230 мест в г.Беслане;

на 230 мест в г.Моздоке.

В целях повышения доступности дошкольного образования и поддержки негосударственного сектора рынка услуг дошкольного образования в 2017 году начались выплаты субсидий частным детским садам.

Указанные меры также способствуют повышению доступности дошкольного образования.

Уделяя пристальное внимание проблеме обеспеченности местами в детских садах, недопустимо на второй план отодвигать вопросы качества образования.

Все дошкольные образовательные организации республики осуществили переход на федеральный государственный образовательныйстандарт. Часть дошкольных учреждений участвует в апробации вариативных авторских образовательных программ. Организована курсовая подготовка воспитателей по вопросам внедрения стандарта дошкольного образования. Тем не менее, существуют проблемы, без решения которых невозможно обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Так, в связи с изменением целевых ориентиров и перехода от системы формирования знаний, умений, навыков к методике развития личностных компетенций детей дошкольного возраста, определенная часть воспитателей испытывает затруднения профессионального характера.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо охватить все дошкольные организации адресной методической помощью, которая будет оказана непосредственно в образовательных организациях и результатом которой станет вовлечение в процесс реализации стандарта дошкольного образования всех педагогических работников.

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольных группах не соответствует условиям образовательного стандарта, что также не позволяет обеспечить развитие ребенка в соответствии с современными требованиями. Поэтому сегодня дошкольным учреждениям необходимо активно участвовать в мероприятиях Федеральной программы развития образования для получения грантов, средства которых могут быть направлены на развитие предметно-пространственной развивающей среды.

Таким образом, контрольнымиточками, которые должны быть достигнуты к августу 2018 года, станут:

  1. Введение в эксплуатацию следующих объектовстроительства:

«Детский сад на 120 мест по ул.Менделеева 14 «а» в г.Беслане»;

«Детский сад на 120 мест по ул.Широкая в г.Беслане»;

«Детский сад на 120 мест в г.Алагире»;

 «Детский сад на 120 мест в с.СоветскоеИрафского района»;

 «Детский сад на 120 мест в с.Ир Пригородного района»;

 «Детский сад на 120 мест в с. Дачное Пригородного района»;

 «Детский сад на 120 мест вс. Чермен Пригородного района»;

 «Детский сад на 150 мест в ст.Луковская Моздокского района»;

 «Детский сад на 230 мест в г.Беслане»;

 «Детский сад на 230 мест в г.Моздоке».

  1. Увеличение количества детей в частных дошкольных образовательных организациях до 400.
  2. Разработка и реализация «дорожной карты» по оказанию адресной методической помощи воспитателям непосредственно в дошкольных образовательных организациях.

2. Обеспечение требований федеральных государственных стандартов к условиям организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях

Уважаемые коллеги, в настоящее время в республике функционирует 190 образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, из которых - 186 государственные и муниципальные, 4 - негосударственные организации.

В них поэтапно осуществляется переход на федеральные государственные образовательные стандарты, реализация которых требует наличия современных условий для ведения образовательного процесса.

В настоящее время данное требование федеральных стандартов в республике не выполняется, так как 146 зданий школ имеют уровень износа более 50%, из них 98 - уровень износа свыше 70 %.

Таким образом, первоочередной задачей является обновление имущественного фонда общеобразовательных организаций.

Решение этой проблемы возможно путем участия республики в конкурсных отборах, позволяющих привлечь средства федерального бюджета на капитальное строительство и ремонт в рамках Федеральных программ.

К примеру, в результате конкурсного отбора государственных программ субъектов Российской Федерациив 2017 году заявка республики была отобрана в числе победителей и в республику  привлечено более 173 млн. рублей средств федерального бюджета при республиканском софинансировании 17 млн. рублей. Данные средства направлены на строительство новой школы на 360 мест в с.Сурх-Дигора Ирафского района, которая будет введена в эксплуатацию уже в текущем году взамен аварийного здания старой школы. При этом необходимо отметить, что обновляется не только здание, но и содержание. Построенная школа будет оснащена современным оборудованием, позволяющим организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

В августе текущего года республикой направлена еще одна конкурсная заявка на строительство в 2018 году новых школ:

«Школа на 1100 мест в 19 микрорайоне г.Владикавказа»;

«Школа на 550 мест в 31-32 микрорайонах г.Владикавказа»;

«Школа на   550 мест по улице Менделеева г.Беслан».

Результаты конкурсного отбора будут известны в сентябре этого года.

Кроме того, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по выделению бюджетных ассигнований на создание новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказскийфедеральный округ, планируется строительство школы на 360 мест в с.Эльхотово Кировского района взамен ветхого здания школы №3.

Значительный вклад в развитие инфраструктуры системы образования республики будет внесен и в контексте реализации плана социально-экономического развития на 2018-2020 годы, согласно которому в 2018 году в республике планируется ремонт и строительство  школ.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» начата реконструкция школы № 27 г.Владикавказа.

В соответствии с поручением Главы Республики Северная Осетия-Алания ремонтно-строительные работы должны быть завершены к 1 сентября 2018 г.

Благодаря участию республики в распределении федеральной субсидии, выделяемой на создание условий для занятий физической культурой и спортом в сельских общеобразовательных организациях, в 2017 году завершается капитальный ремонт 6-ти спортивных залов в 5-ти школах, которые также будут оснащены современным спортивным инвентарём и оборудованием.

Новая заявка Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания на участие в распределении федеральной субсидии в 2018 году уже также одобрена. Это позволит отремонтировать и оснастить еще 6 спортивных залов на средства федеральной субсидии.

Дополнительно к этим мероприятиям Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания проработан вопрос об участии в 2018 году прогимназии «Интеллект», школы № 8 г. Беслан, гимназии «Диалог» в конкурсных отборах на получение грантов в рамках мероприятий Федеральной целевой программы. Победа в конкурсе позволитулучшить материально-техническую базу образовательных организаций.

Уважаемые коллеги, одним из условий реализации федерального государственного образовательного стандарта является наличие кадрового обеспечения. В этой связи не могу не отметить самую важную проблему: нарастающий физический дефицит учителей, причина которого в увеличении среднего возраста действующих педагогических кадров ив нежелании выпускников высших учебных заведений работать в школе. В 2017 году из 20 выпускников Северо-Осетинского государственного педагогического института, поступивших по целевому приему, только четверо  в настоящее время трудоустроились по специальности.

И дело не только в размере заработной платы молодых педагогов. На протяжении последних десятилетий престиж профессии учителя снизился. Поэтому основная задача, которая стоит перед нами – вернуть уважение к труду учителя, сконцентрировать административные, материальные, информационные ресурсы для того, чтобы привлечь в школу молодых педагогов. Для этого будет разработана программа «Педагогические кадры», которая будет включать работу по организации целевой подготовки специалистов в учреждениях высшего образования, по привлечению молодых педагогов в школу путем формирования положительного образа учителя и внедрения механизмов материального стимулирования.

С учетом изложенного, определены контрольные точками в части совершенствования условий организации образовательного процесса, которые необходимо достичь к августу 2018 года:

  1. Введение в эксплуатацию новой школына 360 мест в с.Сурх-Дигора Ирафского района.
  2. Завершение реконструкции   школы № 27 г.Владикавказ.
  3. Техническая готовность объектов строительства (в случае одобрениянаправленных республикой заявок):

«Школа на 360 мест в с. Эльхотово Кировского района» -  на 100%;

«Школа на 1100 мест в 19 микрорайоне г.Владикавказ» -  не менее чем на 50%;

«Школа на 550 мест в 31-32 микрорайонах г. Владикавказ» - не менее чем на 50 %;

«Школа на 550 мест по улице Менделеева г.Беслан» - не менее чем на 50%;

 «Школа на 500 мест в г. Моздок» - не менее, чем на 50%.

  1. Осуществление капитального ремонта 22 общеобразовательных организаций:

5-ти муниципальных школ в г. Владикавказе;

7-ми муниципальных школ в Алагирском районе;

3-х муниципальных школ в Ардонском районе;

1-й муниципальной школы в Дигорском районе;

3-х муниципальных школ в Ирафском районе;

3-х муниципальных школ Правобережного района.

  1. Капитальный ремонт и оснащение 6-ти спортивных залов общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности.
  2. Получение тремя образовательными организациями федеральных грантов на развитие образовательной деятельности.
  3. Разработка и реализация республиканской программы «Педагогические кадры», в рамках которой обеспечен целевой приём выпускников школ в высшие учебные заведения республики и реализуются меры материального стимулирования молодых педагогов.

 

  1. Развитие национального образования

Уважаемые коллеги! Без преувеличения можно сказать, что развитие национального образования - задача, от успешности, решения которой зависит сохранение и развитие осетинского языка и осетинского народа. На наш взгляд, основными проблемами национального образования являются:

отсутствие стандарта национальной школы;

несоответствие учебных пособий для изучения осетинского языка требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

необеспеченность образовательного процесса современными средствами обучения;

низкий уровень мотивации обучающихся при изучении осетинского языка;

нехватка учителей осетинского языка в отдельных районах республики.

Для решения вышеуказанных проблем требуются институциональные изменения в системе образования, в частности создание модели национальной школы, позволяющей без ущерба общероссийским и общемировым ценностям развивать национальный язык и национальную культуру.

В этой связи по поручению Главы Республики Северная Осетия - Алания создана и с первого сентября 2017 года начнет функционировать «Аланская гимназия» - учебное заведение, призванное стать эталоном национальной школы.  Образовательный процесс для обучающихся школы будет организован на осетинском и русском языках  в режиме полного дня, с возможностью круглосуточного пребывания детей.

Также приказом Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания определены 11 дошкольных образовательных организаций, которые будут реализовывать национальную модель дошкольного образования.

Большое значение в развитии национального образования должна занять работа по созданию учебной литературы, соответствующей современным требованиям и обеспечивающей освоение учебного материала обучающимисяне зависимо от уровня владения осетинским языком.

Для повышения уровня мотивации обучающихся и их интереса к изучению осетинского языка поставлена задача разработки современных средств обучения, в том числе наглядных пособий и видеоматериалов.

Учитывая вышеизложенное, в области национального образования контрольные точки, достижение которых датируется августом 2018 года, формулируются следующим образом:

  1. Число обучающихся «Аланской гимназии», осваивающих образовательную программы начального общего образования на осетинском и русском языках, составляет 80 человек.
  2. Число воспитанников дошкольных образовательных организаций, реализующих национальную модель дошкольного образования, свободно владеющих осетинским языком, составляет не менее 90 %.
  3. Разработка и утверждение примерных учебных программ по осетинскому языку с 1 по 11 класс.
  4. Разработка и утверждение учебных пособий по осетинской литературе для 5,6 классов.
  5. Разработка следующих учебно-методических комплектов на осетинском языке:

по учебному предмету «Музыка» для 8 класса;

по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса;

по учебному предмету «История Осетии» для 8 класса.

  1. Разработка видеоверсии наглядных пособий для изучения осетинского языка в дошкольных образовательных организациях.

 

  1. Развитие дополнительного образования

Уважаемые коллеги достижениям наших детей, которые принимают участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мы обязаныработе организаций дополнительного образования. В настоящее время в республике функционирует 83 организации дополнительного образования. Анализ состояния системы дополнительного образования, позволяет сделать выводы о том, что оно нуждается в серьезных реформах.

К числу основных проблем в области дополнительного образования относятся:

низкий уровень востребованности части дополнительных образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования;

необходимость увеличенияи систематизации охвата детей услугами дополнительного образования;

необходимость обновления содержания программ естественнонаучной и технической направленности;

неудовлетворительное состояние материально-технической базы организаций дополнительного образования.

Мы прекрасно понимаем, что при попытке решить вышеуказанные проблемы самое главное - сохранить тот бесценный опыт, который был накоплен за вековую историю дополнительного образования. Но изменения неизбежны, в том числе создание новых институтов управления.

Уважаемые коллеги, модернизация системы дополнительного образования предполагает создание регионального модельногоцентра дополнительного образования, который будет осуществлять выдачу сертификатов на получение соответствующих услуг. Это позволит систематизировать вопросы охвата детей  дополнительным образованием, а также определить направления социального запроса.

Необходимо также пересмотреть содержание дополнительных программ в пользу развития их прикладной направленности и обеспечения взаимосвязи с основными направлениями экономического развития республики. Для достижения данной цели в 2017 году республикой направлена заявка на участие в конкурсном отборе по созданию детского технопарка «Кванториум». В случае включения заявки в число победителей отбора 1 сентября 2018 года в республике начнет функционировать детский технопарк, оснащённый современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим обновление содержания программ естественнонаучной и технической направленности. В настоящее время мы ждем результатов конкурсного отбора.

Развитие материально-технической базы организаций дополнительного образования возможно посредством их активного участия в федеральных целевых программах. К примеру, в 2017 году заявка Республиканского эколого-биологического центра на участие в конкурсном отборе была включена Министерством образования и науки Российской Федерации в состав победителей, и данному образовательному учреждению выделен грант на реализацию образовательного проекта в размере более 900 тыс. рублей.

Контрольными точками в области развития дополнительного образования в республике в 2018 году станут следующие позиции:

  1. Создание к 1 сентября 2018 года регионального модельного центра дополнительного образования.
  2. Открытие детского технопарка «Кванториум», в котором будут реализовываться образовательные программы в 6 квантумах.
  3. Участие не менее 5 образовательных организаций дополнительного образования в мероприятиях, предусмотренных федеральными целевыми программами.
  4. Организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с высшими учебными заведениями.

 

  1. Качество организации методической работы

Уважаемые коллеги! Повышение эффективности системы образования напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма педагогов. В республике многое делается в рамках повышения квалификации педагогов. Только в первом полугодии 2017 года 1600 педагогов были охвачены курсами повышения квалификации.

Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования были реализованы в 2016-2017 году:

план мероприятий по повышению качества преподавания и изучения русского языка в общеобразовательных организациях;

план мероприятий по учебно-методическому сопровождению школ с низкими результатами ГИА-2016;

федеральные проекты «Я сдам ЕГЭ!», «Я сдам ОГЭ!».

Безусловно, работа по повышению квалификации приносит  свои плоды, но мы глубоко убеждены в том, что профессионализм педагога зависит от качества организации методической работы в каждом образовательном учреждении. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве образовательных организаций методическая работа практически не ведётся, отсутствуют документы, подтверждающие факт посещения учебных занятий, без анализа которых невозможно определить вектор индивидуального методического сопровождения каждого педагога. Кроме того, практически во всех образовательных организациях структура и содержание методической работы выстроеныпо предметному принципу, что не соответствует логике федеральных государственных образовательных стандартов.

Данные факты свидетельствует о том, что методическая работа в школе не стимулирует учителей к самосовершенствованию, следствием чего становятся низкие образовательные результаты обучающихся.

Для решения этой проблемы республика в 2017 году приняла участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования в рамках реализации программы «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». По результатам конкурсного отбора заявка республики была включена в состав победителей; полученные средства будут направлены на выравнивание качества образования в школах с низкими образовательными результатами.

Важным механизмом для стимулирования качества методической работы, на наш взгляд, должно стать наличие в республике площадок для предъявления опыта методической работы.

Для повышения качества организации методической работы необходимо сделать следующее:

разработать нормативный документ, определяющий количество посещённых и проанализированных уроков администрациями школ;

разработать и реализовать систему мониторинга качества организации методической работы, в которую будут включены районные методические службы;

реализовать в пилотном режиме структуру организации методической работы, в основу которой будет положен метапредметный подход;

разработать программы курсовой подготовки, включающие обязательные модули по актуализации содержания учебного предмета;

создать площадки для предъявления педагогического опыта.

Исходя из этого и определены контрольные точки по данному направлению:

  1. Утверждение и введение в действие нормативного документа,определяющего количество посещённых и проанализированных уроков администрациями школ.
  2. Функционирование в постоянном режиме системы мониторинга качества организации методической работы, в которую включены республиканские и муниципальные методические службы (охват мониторинговыми исследованиями должен составлять не менее 40% образовательных организаций).
  3. Внедрение в пилотном режиме,не менеечем в 10 образовательных организациях, новой структуры организации методической работы.
  4. Создание не менее 2 площадок для предъявления методического опыта в 2017-2018 учебном году.

 

  1. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые коллеги, Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на образование. В прошедшем учебном году различными формами получения образования было охвачено 1466 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В республике функционирует сеть учреждений, специализирующихся на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, продолжили работу ресурсные центры инклюзивного образования:

 для детей с нарушениями зрения различной степени тяжести на базе школы № 14 г. Владикавказ;

для детей с расстройством аутистического спектра на базе школы № 1 г.Владикавказ;

для детей с нарушениями слуха различной степени тяжести на базе школы - интерната № 1 г. Моздок;

На базе школы № 43 г.Владикавкази школы - интерната г.Владикавказ продолжили обучение 82 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Были созданы условия для психолого-педагогической реабилитации 26 детей, перенесших кохлеарную имплантацию, в школе-интернате для глухих детей г. Владикавказ. На базе детского сада компенсирующего вида «Солнышко» г. Владикавказ функционировала служба ранней помощи для детей в возрасте от 1 года до 3–х лет. В школе г.Беслан на базе регионального центра получали образование дети-инвалиды с использованием дистанционных  образовательных технологий.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» в 2017 году еще в 14 образовательных организациях республики создается безбарьерная среда.

В целях обеспечения контроля за соблюдением законных прав детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их психофизическими возможностями в 2017 году разработаны индивидуальные программы реабилитации и абилитации для 429 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, которые направлены в образовательные организации республики для исполнения.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечены специальной учебной литературой.

Тем не менее, и в данном направлении имеются проблемы.

К числу этих проблем относятся:

отсутствие в большинстве учреждений безбарьерной среды;

острая нехватка педагогических кадров, имеющих специальную подготовку (дефектологов, тифло и сурдо- педагогов);

неготовность педагогических коллективов осуществлять работу в условиях инклюзивного образования.

Для решения вопроса создания безбарьерной среды республика продолжит в 2018 году участвовать в реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда», с привлечением средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Особое внимание следует уделить совершенствованию нормативной базы, регламентирующей правила организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этих целей необходимо утвердить и реализовать порядок организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Для ликвидации дефицита специальных педагогических кадров (дефектологов, тифло и сурдо- педагогов) по заявкам образовательных организаций на базе Северо-Осетинского государственного педагогического института в 2017-18 учебном году будет организована переподготовка 14 учителей.

В целях повышения методической грамотности педагогам школ, реализующим инклюзивные практики, на базе коррекционных организаций республики будет продолжена практика проведения семинаров-практикумов по вопросам организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой психо-речевого развития.

Уважаемые коллеги, особое внимание хотелось бы уделить вопросам обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях среднего профессионального образования. В 2017 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» была предоставлена федеральная субсидия на создание условий по обеспечению поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов на базе Профессионального училища № 5 г. Владикавказ. После реализации мероприятий программы в училище смогут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по профессиям «автомеханик», «сварщик», «мастер отделочных строительных и декоративных работ», «портной», «токарь-универсал».

В рамках Национального чемпионата «Абилимпикс» впервые в Северо-Кавказском федеральном округе в 2016/2017 учебном году республикой проводился региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью. 

Всего в чемпионате принялиучастие 32 конкурсанта.

Партнерами «Абилимпикс» стали 28 организаций – потенциальных работодателей.

Таким образом, в решении вопросов организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья к августу 2018 года мы должны достичь следующих контрольных точек:

  1. Создать безбарьерную среду в 14 образовательных организациях республики.
  2. Разработать нормативную правовую базу, регламентирующую вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями.
  3. Бесплатно переподготовить 14 педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Провести региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

 

  1. Развитие профессионального образования

Уважаемые коллеги, для самоопределения и самореализации человека в жизни важно получение им профессионального образования. В  системе  профессионального образования республики 22 образовательные организации среднего профессионального образования и 8 образовательных организаций высшего образования.

Развитие системы профессионального образования должно  быть  в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых профессиональными образовательными организациями реальному сектору экономики, рынку труда.

В настоящее время рынок труда  республики   характеризуется несбалансированностью и противоречивыми тенденциями как со стороны количественного наполнения, так и со стороны качественного состава работников. Ежегодно появляются новые профессии и специальности, вызванные структурными и технологическими изменениями в экономике и формирующие новые профессиональные рынки труда.

Главной задачей системы профессионального образования  должна стать задача подготовки высококвалифицированных специалистов для экономики республики, в результате  решения которой   будет устранена диспропорция в развитии рынка труда и образовательных услуг.

С этой целью по поручению Главы Республики Северная Осетия – Алания разработан Комплексный план, призванный обеспечить создание механизмов и условий для форматирования системы, направленной на решение проблемы кадрового обеспечения социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на основе:

формирования региональной системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах;

формирования структур, обеспечивающих формулирование государственного заказа экономики региона системе образования на подготовку кадров на основе прогноза потребности рынка труда в кадрах;

разработки механизмов формирования и распределения контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки кадров на основе прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах;

переориентации ресурсов среднего профессионального и высшего образования на решение задач по подготовке квалифицированных кадров, требующихся конкретным отраслям экономики республики;

обеспечения регулируемого воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Республике Северная Осетия-Алания.

В рамках реализации профессиональных программ подготовки квалифицированных кадров значимую роль играет организация социального партнерства работодателей и образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования.

Поэтому важным шагом в данном вопросе должно стать дуальное обучение в  учреждениях профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания, предусматривающее совмещение теоретического обучения в образовательных учреждениях с производственным обучением на базе предприятий и организаций РСО - Алания.

Одним из ключевых моментов внедрения социального партнёрства и привлечения бизнес-партнеров является участие учреждений среднего профессионального образования в движении WorldSkills.

В 2017 году в пилотном формате в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Северная Осетия-Алания, в государственную итоговую аттестацию обучающихся профессиональных образовательных организаций введён формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Контрольными точками в области развития профессионального образования, достижение которых планируется к августу 2018 года,  должны стать следующие позиции:

доля контрольных цифр приёма по укрупнённым группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям республиканской экономики, в образовательных учреждениях профессионального образования - 88,5%;

доля выпускников программ среднего профессионального образования по укрупнённым группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям республиканской экономики, трудоустроившихся по полученной специальности не позднее одного года после выпуска – 38,5%;

доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО – 12,6 %;

доля студентов учреждений СПО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (дуальная форма обучения, включающая организацию учебной и производственной практики) – 10%;

численность выпускников, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills – 1,6%.

Уважаемые участники совещания!

В завершение своего доклада  хочу выразить огромную благодарность педагогическим коллективам нашей республики, которые смогли в сложную эпоху реформирования системы образования сохранить самые лучшие традиции советской школы, приумножив их лучшими современными практиками. Перед нами стоят большие задачи, но, зная потенциал своих коллег, я уверена, что мы их все решим во благо наших детей - нашего будущего.

Успехов всем нам, здоровья и с началом учебного года!

 

 

 

Спасибо за внимание!

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    02.03.2018, 10:19

Мероприятия

Архив
Элла Алибекова
Элла АлибековаМинистр образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Доступ к качественному образованию должен быть у всех детей вне зависимости от места проживания

читать дальше

Объявления

Архив
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Горячие линии

  • Общая "горячая линия" +7 (495) 984-89-19
  • "Горячая линия" по вопросам ЕГЭ-2021 +7 (8672) 53-49-40
  • "Горячая линия" по вопросам оплаты труда +7 (8672) 29-15-15 (доб.240)
  • Общий телефон доверия +7 (495) 104-68-38
  • "Горячая линия" по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по образовательным программам СПО и профессионального обучения +7 (8672) 29-15-15 (доб.227)
  • Телефоны «Горячей линии по оказанию психологической помощи участникам ЕГЭ» + 7 (960) 404–01–85
  • "Горячая линия" по вопросам внесения и наличия сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО для образовательных организаций, выпускников и их родителей +7 (8672) 29-15-15 (доб.209)
  • "Горячая линия" по вопросам обновления содержания общего образования 8 (800) 200-91-58 (доб. 7)

Документы

Архив

Вакансии

Архив

Мы в соцмедиа